Региональное юридическое агентство «Практика» оказывает все виды юридических услуг. Профессионализм и индивидуальный подход к каждому клиенту помогают достичь результатов в кратчайшие сроки.
Контактная информация

196128, Санкт-Петербург, Площадь Конституции 2, офис 35.
Телефон: 8-962-700-61-25
Эл.почта: rya.practica@mail.ru

614022, Пермь, Связистов 5, офис 5.
Телефон: 8-342-224-47-96,
8-961-757-92-22.
Эл.почта: rya.practica@mail.ru

Вопросы по недвижимости

1.Вопрос: О форме доверенности на предоставление документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В силу пункта 4 статьи 16 Закона о регистрации лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, а представитель юридического лица, кроме того, документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица, или нотариально удостоверенную копию этого документа, если иное не установлено федеральным законом.
Также следует обратить внимание и на положение пункта 5 статьи 18 Закона о регистрации, согласно которому свидетельство о государственной регистрации права, закладная и иные документы выдаются правообладателю - физическому лицу или представителю правообладателя при наличии у последнего нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей его полномочия на получение таких документов, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, в Законе о регистрации указано на документ, подтверждающий полномочия действовать от имени юридического лица, которым может быть как доверенность, так и другой возможный в зависимости от ситуации документ, например, приказ, договор коммерческого представительства.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее – ГК) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Пунктом 2 статьи 163 ГК установлено, что нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе.
При этом пунктом 1 статьи 16 Закона введено требование обязательного нотариального удостоверения такой сделки, как доверенность, выдаваемой для целей представительства при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В простой письменной форме такая доверенность, как указано в пункте 1 статьи 16 Закона, может быть выдана, если это предусмотрено федеральным законом (например, как это предусмотрено в пункте 4 статьи 16 Закона о регистрации для доверенности, подтверждающей полномочия представителя органа государственной власти  или органа местного самоуправления).
На основании пункта 5 статьи 185 ГК доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Однако в названном положении ГК речь идет не о форме доверенности (то есть сделки), а о ее обязательных реквизитах и порядке ее составления непосредственно юридическим лицом (доверенность должна быть подписана руководителем юридического лица или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами; на доверенности должна быть проставлена печать данного юридического лица).
Таким образом, доверенность на представительство интересов юридического лица в территориальных органах Росреестра должна быть нотариальной, поскольку это предусмотрено статьей 16 Закона о регистрации. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные в Законе о регистрации,  иных федеральных законах.

2.Вопрос: О наследовании земельного участка, предоставленного в бессрочное пользование.

Ответ:
Федеральный закон от 23.11.2007 № 268-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки» внес изменения в статью 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) и пункт 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В соответствии со статьей 25.2 Закона о регистрации (в редакции Федерального закона от 23.11.2007 № 268-ФЗ) государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (до 29.10.2001), для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение). При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
один из документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
При этом представление свидетельства о праве на наследство либо иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке (пункт 7 статьи 25.2 Закона о регистрации).

3. Вопрос: Об отказе от права собственности на земельную долю.

Ответ:
Федеральным законом от 29.12.2010 № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» была существенно изменена процедура выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, порядок отказа от доли в праве собственности на земельный участок, а также порядок государственной регистрации права общей долевой собственности на такой земельный участок.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции, вступившей в силу 31.12.2010) участник долевой собственности по своему усмотрению вправе без выделения земельного участка в счет земельной доли отказаться от права собственности на земельную долю; отказ от права собственности на земельную долю осуществляется путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; право собственности на земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права; одновременно возникает право собственности на данную земельную долю у городского округа, городского или сельского поселения по месту расположения земельного участка, от права собственности на земельную долю которого осуществлен отказ, либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории у муниципального района.
Соответствующие изменения были также внесены в Федеральный закон  от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации).
Согласно статье 30.2 Закона о регистрации:
государственная регистрация прекращения права собственности на земельную долю вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельной доли;
к заявлению прилагается документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю (предоставление такого документа не требуется в случае, если право собственности на такую земельную долю ранее было зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке);
при государственной регистрации прекращения права собственности на земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности муниципального образования, к собственности которого будет отнесена такая земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права;
в течение пяти дней с даты государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельную долю орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан направить уведомление об этом в соответствующий орган местного самоуправления, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такую земельную долю.
Таким образом, для прекращения права собственности на земельную долю собственнику необходимо обратиться с заявлением в соответствующее Управление Росреестра по месту нахождения объекта недвижимого имущества, приложив к заявлению документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю. В соответствии со статьей 16 Закона о регистрации заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

4. Вопрос: О государственной регистрации договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 и пунктом 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется только в случаях, предусмотренных ГК и иными федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 609 ГК договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. В то же время законом установлено:
договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (статья 651 ГК);
договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (статья 26 Земельного кодекса Российской Федерации, далее – ЗК).
При этом к договорам аренды нежилых помещений применяются правила пункта 2 статьи 651 ГК (см. информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.2000 № 53    «О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений»).
Таким образом, государственной регистрации подлежат договоры аренды зданий, строений, помещений, земельных участков, заключенные на срок не менее одного года.
Согласно статье 610 ГК договор аренды заключается на срок, определенный договором; если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. Договор аренды, заключенный на неопределенный срок, в государственной регистрации не нуждается. Данная позиция также отражена в пункте 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона  «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

5. Вопрос:
Я потерял свидетельство о собственности квартиры и договор передачи. Как мне восстановить эти документы?

Ответ:
Свидетельство о государственной регистрации права выдается в органе, осуществляющем государственную регистрацию по месту нахождения объекта недвижимого имущества. Необходимо подать соответствующее заявление и оплатить государственную пошлину в размере 200 рублей.
Копию договора передачи можно получить также в органе, осуществляющем государственную регистрацию, если подлинник такого договора помещен в дело правоустанавливающих документов. Плата – 200 рублей для физических лиц.